Новгородская область богата местами захоронений воинов, отдавших жизни в самый суровый период нашей страны. И в августе был открыт еще один памятник на месте воинского захоронения 1941 года в деревне Балуево. Но чтобы оставить дань памяти, местные жители были вынуждены добиваться судебного решения – кладбище давно находится в руках частного бизнесмена. А вот как это произошло, выясняли журналисты.
Немного истории
В сентябре 1941 года фашистские войска пришли на берега озера Велье, от деревни Балуево их отделял только ветхий деревянный мост и 3 км пути. Местные жители со страхом вспоминают пережитое: огромное количество техники, солдат, взрывы, убитых и раненых…
Ноябрь 1941 ознаменовался провалом операции Красной Армии – из более 98 человек, вызывавшихся провести разведку боем, в живых остались только 12. Убитых приняла земля деревни Балуево: на высоком берегу, рядом с старенькой часовней, где деревенские отпевали своих упокоенных жителей и похоронили героев.
Часовня носила имя преподобного Нила Столбенского – одного из почитаемых монахов православной религии. Именно на этом святом месте похоронили солдат, и кладбище начало расти: кто-то не доживал до Победы, кто-то не успевал доехать до госпиталя. Исключительно военное назначение место захоронения потеряло, более того, в годы войны обозначить место захоронения документально никто не позаботился, а местные и так знали, что место – святое, тревожить покойников никто не собирался.
Каждый год 9 мая на холме обязательно ставили столы, поминальные обеды были горькими, полдеревни вдов и сирот осталось. А вот 4 года спустя, в 1949 часовню разобрали, как вспоминают местные уроженцы, бревна понадобились на возведение помещений для скота и часовней пожертвовали. Да тогда никто и не спрашивал особого разрешения.
Дом на крови и костях
Сегодня холм практически срезан, на вершине стоит дом, из окон которого открывается великолепный вид на озеро. Рядом есть хозпостройки, туалет, дровник. Владелец – бизнесмен из Москвы, выкупивший кладбище в самом начале 2000-х годов. Вопрос «у кого?» столь же обескураживает и не находит ответа, как и вся история возведения дома на костях и крови.
Стоит послушать, что именно говорят о таком безобразии местные:
в 70-х года местная жительница похоронила на кладбище близнецов, мальчики умерли и нашли упокоение на давно известном местном кладбище. Участок жительница предусмотрительно оформила на дочь, да только это не помогло – буквально через пару лет участок вместе с могилкой дорогих сердцу людей пришлось продать.
Местные люди толпой приходили к бизнесмену, предупреждали, что на костях дом строить будет. Но предубеждение и подозрения в том, что «хотят отобрать землю» оказалось выше доводов. Уже совсем скоро пригнанная техника начала рыть котлован, выгребая человеческие кости вперемешку с песком. Кости сваливали под дом …
Руководитель департамента поисковой работы Российского военно-исторического общества г-н Мачинский многое знает об этой истории:
Провести разведывательные работы команде поисковиков удалось лишь в 2010 году. Проблемы вставали буквально на каждом шагу: бизнесмен категорически не допускал никого на территорию, ссылаясь на документы о собственности. Результаты обследования оказались невероятными – целыми остались лишь 12 покойников, все остальные оказались изрезанны бульдозером. Фрагменты тел, костей, головы – все смешалось и лежало практически на поверхности, иногда лишь слегка припорошенное грунтом. Захоронить останки в братской могиле и позволить родственникам усопших навещать место упокоения бизнесмен отказался категорически.
То, что люди похоронены именно в годы войны – подтвержденный факт, все красноармейцы в положенной форме, с оружием. Сохранилась именная ложка, по которой удалось установить точный список – всего 81 фамилия. И только 12 покойников, останки которых чудом оказались нетронутыми, перезахоронены в деревне Дуборви, а вот остальные…. Собирать кости из песка, восстанавливать скелеты уже не представляется возможным, поэтому местные жители решили сохранить память героев хотя бы с помощью обелиска.
И суд пошел навстречу! Вынесено постановление об отчуждении части холма под строительство монумента и выплата суммы 100 тысяч рублей на создание памятника. В истории поисковых групп России случай, когда частника заставили вернуть землю, первый и пока единственный. Пусть не весь холм, но хотя бы частичку – это большой шаг вперед!
Как живется на костях, ответить бизнесмен отказался. А вот на открытие памятника не пришел, хотя собралась вся деревня, приехали гости, родственники солдат…. Еще совсем недавно двери на кладбище им не открывали, люди под забором песочек набирали и памятные свечки ставили. А теперь есть хотя и скромный, но все же памятник.